В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль отведена наставничеству.
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя.
Опытный наставник сможет привить молодому работнику высокие нравственные качества, научить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание учиться, овладевать культурой труда и стать активным членом трудового коллектива.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Задачи школьного наставничества:
- привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления учителя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
- способствовать успешной адаптации молодых учителей к корпоративной культуре, правилам поведения в Школе.
Помочь молодому специалисту могут коллеги:
- руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста),
- преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога психологически и эмоционально),
- педагог-наставник (совместно планировать педагогическую работу; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).
Федеральный уровень документов
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р «Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 2580-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р"
- Распоряжение Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 16 декабря 2020 г. № Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 года № Р-76 "Об утверждении Концепции единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников"
- Письмо ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России" от 6 июля 2021 г. № 2163 "О методических рекомендациях" (РСНМС)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 августа 2021 г. № 2283-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р"
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. №АЗ-872/08 "О направлении методических рекомендаций" (ЕФСНМС)
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. № АЗ-1061/08 "О формировании методического актива"
- Письмо Министерства просвещения России от 21 декабря 2021 года № АЗ-1128/08 "О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях"
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 года № Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. №Р-174"
- Методические рекомендации по разработке и внедрению инновационных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе по созданию сети симуляционных центров (виртуальных лабораторий)